Йошкар-Ола и Марий Эл  
 

Минобрнауки поделили пополам

21 Мая 2018 г.
Источник: ww.gazeta.ru
Минобрнауки поделили пополам

Ольга Васильева возглавит Министерство просвещения, выделенное из Минобрнауки. На своем посту Васильева будет заниматься вопросами общего образования: школами, лицеями, колледжами и техникумами. Университеты теперь отходят под контроль нового ведомства — Министерства науки и высшего образования. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», поддерживают разделение ведомства на две части — по их мнению, последние годы Васильевой было «не до науки и высшего образования».

Новоиспеченное Министерство просвещения возглавит Ольга Васильева, которая была на посту главы Минобрнауки последние два года. Ее кандидатуру — вместе с другими претендентами на должность вице-премьеров и министров — в пятницу, 18 мая, предложил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Выслушав его, президент России Владимир Путин отметил, что все предложенные лица — «люди известные, с хорошим опытом работы, хорошо зарекомендовавшие себя». Президент одобрил все кандидатуры премьера и подписал соответствующий указ об их назначении.

Медведев, в свою очередь, пообещал в ближайшее время представить всех новых министров коллективам их ведомств.

Накануне Владимир Путин подписал указ о разделении нынешнего Министерства образования и науки на два отдельных ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Проект структуры нового правительства ему представил Дмитрий Медведев.

Теперь за школы, лицеи, колледжи, техникумы и дополнительное образование будет отвечать отдельная структура. В ее компетенцию войдет обучение детей и взрослых, воспитание, опека и попечительство, социальная поддержка и защита обучающихся.

Второе ведомство будет отвечать за высшие учебные заведения и развитие науки в целом. В частности, оно будет заниматься развитием наукоградов и научных центров, сферой интеллектуальной собственности, а также соцподдержкой и молодежной политикой.

Медведев считает, что подобная реформа «позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».

Научный руководитель по лицейским программам НИУ ВШЭ Наталия Любомирская считает логичным разделение министерства. «Когда у нас произошло слияние двух министерств, Министерства науки и Министерства просвещения, про существование школы вообще забыли. Внимание концентрируется на чем-то одном.

Когда же на пост пришла Ольга Васильева, было вообще не до науки и высшего образования. Она обращала внимание только на школу и пыталась там все выстроить по своему усмотрению.

А до нее были люди из высшей школы — они, соответственно, относились к школам как к подсобному хозяйству», — рассказала она «Газете.Ru».

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков уверен, что объединение общего среднего образования с высшим привело к росту бюрократизации в системе, а также к снижению качества образования.

«Падал уровень научных разработок. Это привело к образованию Федерального агентства научных организаций (ФАНО). При этом многие ученые были недовольны этой реорганизацией», — отметил он.

По его мнению, градус недовольства объединенным министерством дошел до своего предела.

«Президент прислушался к мнению опытных экспертов. Это дошло и до главы правительства Дмитрия Медведева. Все-таки система среднего образования — это отдельная отрасль. Для высшей профессиональной науки нужен другой организационный уровень. Объединять их нельзя. Сотрудничать между собой они, естественно, должны», — заявил эксперт.

Директор московской школы №1561 Валерий Пазынин сообщил «Газете.Ru», что разделение Минобрнауки не сильно повлияет на работу школы. «Министерство фактически не руководит школами — этим занимаются учредители, которыми являются или муниципалитеты, или региональные органы управления образования, как, например, в Москве — департамент образования. Поэтому каких-то перемен в связи с этим для функционирования школы я не предвижу», — рассказал он.

Министерство просвещения будет отвечать за воспитательную, просветительскую работу, а также взаимодействие с населением, отметил Сергей Комков.

«Кроме того, важна работа с родителями, которые до недавнего времени были исключены Минобром из системы образования. Они «числились» в непонятной социальной сфере, а конкретной работы с ними никто не вел. Ее было тяжело организовать в рамках такой огромной структуры, как Минобрнауки. Поэтому этим будет заниматься как раз Министерство просвещения», — считает президент Всероссийского фонда образования.

Ранее Путин подписал «майский указ», который включил ряд поручений, следующих за его предвыборными обещаниями. Там он обозначил необходимость повышения мотивации школьников к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Кроме того, президент указал правительству совершенствовать методы обучения предметной области «Технология». Предположительно, она войдет в компетенцию именно Министерства просвещения.

Директор московской школы Пазынин считает эту часть указа президента очень важной. По его мнению, методика преподавания информатики и технологии в значительной мере должна быть пересмотрена.

«Эти предметы дают хорошую базу для дальнейшего профессионального роста человека. Мы также стараемся переоснащать школы, чтобы уроки технологии и информатики не только служили базой профессионального самоопределения школьника, но и давали практические умения. Важно, чтобы внутри школы у ребенка была возможность применить знания, попробовать сделать что-то руками — через мастерские, лаборатории», — констатировал он.

Эксперты отмечают, что при разделении Минобра на два ведомства возник вопрос, какое министерство будет регулировать деятельность лицеев и гимназий при университетах. Любомирская пояснила, что они функционируют по специальным подзаконным актам.

«Сначала идет закон «Об образовании», который является обязательным, а дальше — устав университета. Так же, как «Сколково», где сейчас собственные законы и правила. Поначалу у лицеев при НИУ ВШЭ были проблемы из-за недостаточного количества подзаконных актов. Например, ученики с трудом получали «социальные карты москвича». Но это напрямую не связано с наличием одного или двух министерств. Потому что главенствующим является федеральный закон об образовании», — заявила эксперт.

Министр сама была недовольна объединением двух образовательных ведомств, заявил Комков. «Я довольно часто встречался с Ольгой Васильевой.

Могу отметить, что ей очень не нравилось существование такого конгломерата, как Минобрнауки.

Она, насколько я понимаю, как раз была и сейчас является сторонницей выделения Министерства просвещения», — отметил Комков.

По мнению эксперта, переназначение Васильевой не скажется отрицательно на системе среднего образования. «Она сторонник такого эволюционного развития — то есть поэтапных изменений, возвращения к тем лучшим традициям, которые у нас существовали. Может быть, за это ее и критикуют — требуют более резкого перехода. Однако порой высокая скорость реформ может обернуться серьезными последствиями», — уверен он.

Не исключено, что Васильева поднимет тему отмены ЕГЭ, убежден Комков. «Отмена может быть не резкой и единовременной, а постепенной, поэтапной. Васильева тоже идет к тому, чтобы все-таки убрать тестовую систему итоговой оценки знаний. Она хороша как промежуточная, но как итоговая форма экзаменов ЕГЭ не годится», — сообщил специалист.

Он напомнил, что оценку знаний с помощью тестов ввели в США еще в конце 60-х годов. «Это фактически привело к полному крушению всей системы образования к концу 80-х годов.

Васильева понимает несостоятельность этого подхода, однако отменить тесты революционным путем пока сложно.

Много людей убеждены, что это удобно — сдал итоговый экзамен за курс школы и тут же поступил в университет. Переубеждать придется многих. Министр хочет сделать это аккуратно», — объяснил президент Всероссийского фонда образования.

Директор московской школы Пазынин, наоборот, считает, что отмена ЕГЭ не решит проблемы. «Если вместо него будет что-то более совершенное — это одна история, а если вернут тот экзамен, который был 15 лет назад, то я, конечно, против», — объяснил он.

В свою очередь, Наталия Любомирская отметила, что министр Ольга Васильева наводила в министерстве «свой порядок». «На мой взгляд, это смешно — с 1-го по 11-й класс вводить обязательную астрономию. По ФГОСу должен существовать выбор предметов, там общее количество предметов сокращается», — подытожила она.

Новости

Все новости

Министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что сейчас система аттестации учителей проходит апробацию в ряде регионов.

05 Сентября 2018 г.

В рамках этих направлений Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки будет разрабатывать конкретные темы сочинения для каждого часового пояса.

05 Сентября 2018 г.

Британское издание Times Higher Education, ежегодно выпускающее самые престижные вузовские рейтинги, впервые опубликовало список ведущих университетов стран Евразийского региона. И Россия в нем оказалась абсолютным лидером.

04 Сентября 2018 г.

Количество олимпиад, которые будут давать школьникам льготы при поступлении в вузы, сократится примерно на четверть

04 Сентября 2018 г.

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил установить единую цену на школьную форму и производить ее только в России.

14 Августа 2018 г.
Выберите регион